Танхуа (кит. 糖画) зародилось за 400 лет до появления Chupa Chups! Кстати о леденцах. Все примерно знают, как их делают: сахар с водой варят до состояния карамели, разливают горячую массу в формы, вставляют палочки и оставляют застывать. Это у нас. А китайцы, похоже, решили подойти к делу по-другому, ведь формочек на всех не хватило. Они расплавленную карамель льют на гладкую мраморную поверхность, создавая танхуа — традиционное китайское искусство карамельной живописи.
Однако это шутливое объяснение, не имеющее прямого отношения к сладким китайским шедеврам. Подробности об этом увлекательном и вкусном искусстве вы найдете в нашей статье.
Искусство рисования карамелью зародилось в эпоху династии Мин (1368-1644). В то время танхуа (糖画) использовалось в ритуалах поклонения богам.
Фигуры из расплавленного сахара, формованные в специальных формах, приносились в жертву божествам.
Со временем техника развивалась и совершенствовалась. Мастера из провинции Сычуань сочетали рисование карамелью с театром теней и искусством вырезания из бумаги. Они отказались от использования форм и начали рисовать карамельные узоры вручную, используя большую бронзовую ложку.
По другой версии карамельные картины появились еще раньше, в эпоху династии Тан (618-907). По преданию, великий поэт Чен Цзян был влюблен в коричневый сахар. Он топил сахар на гладкой поверхности, создавал из него изображения фольклорных элементов, любовался своими творениями, а затем съедал их.
Сегодня танхуа превратилось в популярное уличное искусство. Как и чупа-чупсы, карамельные рисунки в Китае в первую очередь радуют детей.
Однако сейчас в Китае осталось лишь немного мастеров танхуа, большинство из которых работают в провинции Сычуань, где это искусство зародилось.
Эти ремесленники создают свои карамельные шедевры прямо на улице, на глазах у восхищенной публики. Они окунают ложку в расплавленную карамель, вычерпывают сладкую массу и тщательно рисуют дивных птиц, рыб, драконов и других животных. Ошибки недопустимы: если карамель застывает не там, где нужно, композиция испорчена, и мастер вынужден начинать заново.
В массивной глубокой сковороде мастер готовит карамель, доводя её до состояния густого мёда. Затем, используя простую бронзовую ложку, он зачерпывает сладкую массу и тонкими струйками создает удивительные конфеты. Каждое движение мастера быстрое и точное, ведь карамель застывает мгновенно, поэтому рисовать нужно с большой скоростью. Иногда вся картина создается одной струёй карамели.
Прежде чем приступить к работе с расплавленным сахаром, художник должен иметь опыт рисования традиционными кистью и грифелем.
Захватывает дух от красоты изящных рисунков из домашней карамели, сверкающей янтарными оттенками на солнце. Для танхуа используется коричневый или тростниковый сахар, в который добавляют немного солода для повышения вязкости. Такой цвет карамель приобретает благодаря использованию тростникового сахара, но и белый сахар при варке с добавлением солода также становится золотисто-карамельным.
Сахар высыпают на сковородку и медленно нагревают до янтарного цвета, пока масса не станет тягучей, как мёд.
Одновременно готовят поверхность для рисования — мраморную плиту, которую смазывают тонким слоем масла.
Для чего? Об этом узнаете чуть позже.
Художник зачерпывает карамель ложкой и тонкой струёй льёт её на мраморную поверхность, создавая контуры будущего рисунка и затем прорисовывая его детали.
Мастер работает быстро, чтобы карамель не застыла преждевременно. Непрерывность процесса важна для создания плавного рисунка. Идеальный вариант — когда вся работа выполнена одной карамельной струёй.
Заключительный этап — художник прикрепляет палочку и аккуратно поддевает фигурку танхуа плоской лопаткой.
Благодаря смазанной маслом поверхности, карамельный шедевр легко отделяется от рабочего места и передается маленькому или большому сладкоежке.